Итальянские художники и писатели сыграли неоценимую роль в развитии мирового искусства в средние века и в эпоху Возрождения, а в ХХ веке пришел черед кинематографа: на мировую арену вышли attori, attrici e registi italiani (аттори, аттричи, рэджисти итальяни – ‘итальянские актеры, актрисы, режиссеры’). Первым произведением, завоевавшим сердца зрителей всего мира, стала немая лента Cabiria («Кабирия») Giovanni Pastrone (Джованни Пастроне), классика итальянского кино, снятая в 1914 году. Злоключения, выпавшие на долю юной патрицианки Кабирии, проходят на фоне масштабных исторических сражений между римлянами и карфагенянами. Впервые изображение на экране перестает быть плоской картинкой и обретает глубину.

Вскоре «золотой век» итальянского немого кино закончился, едва успев начаться. Европейские мастера не выдержали конкуренции с американцами. Следующий всплеск интереса к киноискусству Апеннин поднялся сразу после окончания Второй мировой войны с выходом фильма Roberto Rossellini (Роберто Росселини) Roma città aperta (рома чита апэта – «Рим, открытый город»). Именно с жесткой, почти документальной истории гибели от рук гестаповцев простых жителей столицы и начинается волна итальянского неореализма. Величайшая драматическая выразительность достигается минимумом режиссерских приемов. В рамках этого направления мировую известность получают звезды итальянского кино Gina Lollobrigida (Джина Лоллобриджида) и Sophia Loren (Софи Лорен), в творческих спорах с ним снимают свои первые фильмы Federico Fellini (Федерико Феллини), Michelangelo Antonioni (Микеланджело Антониони).

Расцвет итальянского кино

Настоящего расцвета итальянский кинематограф достигает в 60-е годы, когда итальянский язык становится языком мировой киноиндустрии. На первый план выходят совершенно не похожие друг на друга остросоциальный Pier Paolo Pasolini (Пьер Паоло Пазолини), эстетствующий Luchino Visconti (Лукино Висконти), психологичный Антониони, обладающий неистощимой фантазией Феллини – создатели лучшего итальянского кино. Один из фильмов последнего, Otto e mezzo (отто эмэдзо – «Восемь с половиной»), стал триумфальным для Marcello Mastroianni (Марчелло Мастроянни), известнейшего из актеров итальянского кино. Творческие терзания героя, режиссера Гвидо, духовно истощенного и ищущего поддержки в детских воспоминаниях, в отношениях с любимыми женщинами и друзьями, стали откровением для мирового зрителя.

 

В 70-е годы к Феллини приходят очередные «Оскары» за Amarcord («Амаркорд») и Il Casanova di Federico Fellini (ильказанова дифедерико феллини – «Казанова Федерико Феллини»). Главную роль в последнем сыграл Дональд Сазерленд, популярный канадский актер. Так режиссер продолжил тенденцию к выходу за национальные рамки, наметившуюся еще в конце 60-х. В 1966 году Антониони снял «Фотоувеличение», получившее «Золотую ветвь» в Каннах. В фильме о таинственном исчезновении случайно обнаруженного благодаря фотографии тела убитого мужчины играли английские актеры, среди которых знаменитая Ванесса Редгрейв.

Упадок итальянского кино

В 70-е годы начинается длительный период упадка кино Италии. Наиболее значительные мастера снимают за рубежом, отдельные шедевры Феллини только подчеркивают глубокий кризис жанра у его коллег. Погибают Пазолини и Висконти, в отрасли наблюдается катастрофическая нехватка средств. Режиссеры переключаются на телевизионную сериальную продукцию..

В 90-е годы итальянцы пытаются вернуть себе утраченные позиции в мировом кинематографе. Трагический, но полный оптимизма фильм Roberto Benigni (Роберто Бениньи) La vita è bella [лявита эбэлла – «Жизнь прекрасна»], в котором сам режиссер сыграл главную роль, получает сразу двух «Оскаров». Рассказ о не унывающем даже в концлагере Гвидо, силою отцовской любви спасшего от гибели своего маленького сына, стал поворотным в истории нового итальянского кино. С этого момента продюсеры начали привлекать в отечественный кинематограф немалые средства, и пусть пока новых шедевров не появилось, активность апеннинских режиссеров в XXI веке серьезно увеличилась.

Кому-то может показаться, что старое итальянское кино уже не вернуть, но история показывает, что итальянцы с честью выходят из патовых ситуаций. В XXI веке успешно дебютировал как режиссер Michele Placido (Микеле Плачидо), известный российским зрителям как комиссар из сериала La Piovra (ляпьовра – «Спрут»), на новый уровень вышли кинопатриархи братья Paolo e Vittorio Taviani (Паоло и Витторио Тавиани) и Giovanni Moretti (Джованни Моретти). Критики надеются, что их почин поддержат и молодые итальянцы, поколение 30-40-летних режиссеров, и тогда «золотой век» старого кино через сто лет вновь повторится.

Комментарии (0)

Чтобы оставить свой комментарий пройдите авторизацию на сайте!